Сангаджи Тарбаев: Развлекательные.
«Каспийские новости»: Какие планы вы сейчас вынашиваете?
Сангаджи Тарбаев: На сегодня мы пытаемся освоить такой формат, как полнометражное кино. Мы умеем писать хорошие получасовые программы. Для нас следующий этап - более широкий временной формат, наша цель – полтора часа полноценного полнометражного кино. Мы идём потихоньку, по минуте, но зато, на мой взгляд, мы делаем это качественно. Некоторые сразу придумывают полнометражное кино, и в итоге проекты выходят неудачные, мы идём постепенно.
«Каспийские новости»: А что является главным фактором успеха любой истории, которую вы делаете?
Сангаджи Тарбаев: Идея - всё начинается с идеи. Сначала было слово… Мы всегда, когда приступаем к новому проекту, пытаемся сформулировать его суть в одном предложении. Порой это звучит довольно просто, например, история любви, но в этом должно быть какое-то дополнительное «но» или что-то еще, что позволяет по-другому взглянуть на любовь, на дружбу, на войну, на мир.
О калмыцком языке: нужно ли кричать SOS?
«Каспийские новости»: Вернемся к вашей родине. Вы родились и выросли в Калмыкии. Насколько я поняла из общения с жителями республики, они очень озабочены риском потерять свой язык, свою идентификацию, как нация...
Сангаджи Тарбаев: Это проблемы тех, кто этим озабочен. Я считаю, что это надуманная история.
«Каспийские новости»: Так ведь создаются целые организации, которые возрождают язык, разрабатывают программы по обучению калмыцкому языку в школах...
Сангаджи Тарбаев: Знание калмыцкого языка – это выбор каждого калмыка, никто не запрещает изучать калмыцкий язык, говорить и писать на нём. Поэтому все проекты, связанные с восстановлением калмыцкого языка, на мой взгляд, носят популистский характер.
Ведь суть в том, что ты изучаешь язык тогда, когда на нём есть какая-то скрытая информация, которой нет в другом языке. Почему мы изучаем английский язык? Потому что он позволяет нам понять фильмы, книги, научные публикации, которые существуют только на английском языке.
Возможно сегодня калмыцкий язык, к сожалению, не несёт информационной уникальности для калмыков. Безусловно, в калмыцком языке скрыто много разных интересных мудростей, но они недоступны именно потому, что чего-то нет в электронном виде, что-то написано очень сложно. А чем сложнее информация, тем у неё меньше шансов пробиться в головы молодого поколения.
«Каспийские новости»: То есть пусть молодежь выбирает себе тот путь, который легче?
Сангаджи Тарбаев: Нет. Как калмык, я считаю, что очень важно, чтоб калмыцкий язык сохранился и существовал - для того, чтобы передавались калмыцкие сказки, медицинские и кулинарные рецепты... Но это всё должно быть, прежде всего, интересно. То есть посыл должен быть таким: учи калмыцкий, чтобы это прочитать, а не: учи калмыцкий, потому что важно его сохранить.
«Каспийские новости»: А вы сами говорите на калмыцком?
Сангаджи Тарбаев: Я понимаю калмыцкий язык, но не говорю на нём. У меня смешанная семья - мама казашка, папа калмык. В те времена, когда я учился в школе, калмыцкий язык был по выбору, и существовал такой стереотип, что если ты учишь калмыцкий язык, то ты «непродвинутый», ты должен хорошо знать русский язык. У нас во главе всегда стоял русский язык.
«Каспийские новости»: Философия СССР?
Сангаджи Тарбаев: Наверное. Кроме того, большой стресс испытали калмыки в депортации, там был запрещён калмыцкий язык, а те, кто плохо говорил по-русски, имели проблемы и всякого рода конфликты. Поэтому в нашей семье, например, отец и все его братья и сестра очень хорошо говорят по-русски. Бабушка и дедушка очень трепетно относились к русскому языку, у деда был просто каллиграфический почерк, хотя он безграмотно писал…
О религии с национальными добавками
«Каспийские новости»: Калмыкия территориально - это территория, зажатая в религиозном смысле со всех сторон – исламом либо христианством. Буддистов, вот так компактно расположенных, в этом регионе больше нет. Это влияет на жизнь людей?
Сангаджи Тарбаев: Буддистская религия вообще не предполагает каких-то внешних факторов. Если христианин или мусульманин молится, они обращаются к Богу или к Аллаху, поднимают руки к небу, смотрят на икону. Буддисты обращают свои молитвы внутрь себя, поэтому территориальное окружение не является проблемой для калмыков.
«Каспийские новости»: То есть им не важно, что вокруг, важно, что внутри.
Сангаджи Тарбаев: Да. Но в Калмыкии буддизм очень своеобразный, он смешан с калмыцким менталитетом.
«Каспийские новости»: Религия, обогащённая национальным характером?
Сангаджи Тарбаев: Да, иногда даже входит в конфликт, потому что калмыцкий менталитет он очень взрывной, местами даже агрессивный. Калмыки могут быть спокойными, а потом взрываться, устроить какой-то большой «кипиш», потом опять успокоиться и вернуться в нирвану. А буддизм этого не предполагает, это религия-философия, религия-созерцание… Наверняка Вы много раз слышали о конфликтах между кавказс?6?